wp4cbf21e9.png
wp5533b116.gif
wpa417f184.png
wp9bc085c7.png
wpbfd1d3db.png
wp4435999d.png
wp311fa322.png
wp81060e03.png
wp965dc8b5.png
wpdc1f7a54.png
wp8e54b44b.png
wp61891a41.png
wp2cc2b82d.png
wpd3938442.png
Использованы фрагменты и иллюстрации из книги Ирины Дворкиной «Ручное ткачество», т. 3 (М., 2018, с. 24-25, 90-91) и фото из сети.
Шпалеры Рафаэля в Сикстинской капелле

К 500-летию со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана с 17 по 23 февраля 2020 года показывают
в Сикстинской капелле шпалеры, созданные для нее по эскизам Рафаэля. Шпалеры были сотканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста. В остальное время шпалеры можно увидеть в зале Рафаэля в Пинакотеке Ватикана, но уже под стеклом. 
Видео на сайте Ватикана.
wp183f6dd2.jpg
Немного подробностей из истории создания шпалер. На примере шпалеры «Чудесный улов» можно проследить процесс создания знаменитых ковров.
В написании картонов участвовали Джулио Романо и Джанфранческо Пенни. Вытканы шпалеры в 1517–1519 годах в известной мастерской Питера ван Альста в Брюсселе. Позднее серия повторялась и в других мастерских. Шпалеры  дважды покидали Ватикан и возвращались назад. В 1527 году они были вывезены римскими войсками, в 1798 – наполеоновскими. С 1808 года девять шпалер находятся в Ватиканской пинакотеке.

Рафаэль (1483–1520) /или Джанфранческо Пенни (между 1488 и 1496 – ок. 1528)/. Эскиз шпалеры «Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». 1514 г. Карандаш, коричневые чернила, белая гуашь поверх черного и красного мела на  светло-коричневой бумаге. 20х33,9 см. Великобри­тания,  Королевская библиотека
wpd284fee3_0f.jpg
Эскизы и картоны Рафаэля, созданные в 1515–1516 годах для серии «Деяния апостолов» открыли новую эпоху в стиле шпалер. Искусно используя объем и перспективу, Рафаэль, тем не менее, сохраняет плоскость шпалеры, удерживает изображение на переднем плане. Художник расширил цветовую гамму шпалеры, впервые ввел широкие, пышные бордюры – декоративность ковра сохранилась, переместившись на кайму. Таким образом бордюр соединял сюжетную композицию с окружающей роскошью и ставил шпалеру в один ряд с живописным произведением. Ныне семь картонов хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Создание больших картонов (ширина некоторых более пяти метров) было непростой задачей. Рентгеновские исследования показали, что картоны Рафаэля склеены из множества листов плотной бумаги клейстером, состоявшим из муки и воды. Рафаэль с помощниками писал картоны темперой, смесью пигмента, воды и животного клея.
Рафаэль. Картон шпалеры «Чудесный улов». 1515–1516 гг. Темпера по рисунку углем на бумаге, наклеенной на холст. 320х390 см. Лондон, Музей Виктории и Альберта.
wp27ea7c7d_0f.jpg
Как правило, картоны шпалер не детализировались подробно и ткачи имели право разрабатывать детали самостоятельно. Но картоны Рафаэля необычны по своей детальности и законченности. Рафаэль использовал чрезвычайно тонкую красочную палитру, несмотря на то, что ткачи не могли воспроизвести ее точно.
В брюссельской шпалерной мастерской они были разрезаны для работы на станке на полосы шириной в один ярд (91,44 см). Картоны были собраны в единое полотно в конце 1690-х годов. Видите на фото линии разрезов?  К этому времени, они стали очень хрупкими, и их необходимо было приклеить на холст.
На иллюстрациях видно, что на шпалерах изображение получалось зеркальным, поскольку традиционно ткали с изнанки. В мастерских при ткачестве шпалер по одному картону по желанию заказчика к ним могли присоединять разные бордюры.

«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Питера ван Альста. 1519 г. Шерсть, шелк, серебряные и позолоченные нити. 490х441 см. Фландрия, Рим, Ватиканская пинакотека. 
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10)  
wp4118d837.jpg
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png
wp5648ef07.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved